Реорганизация предприятия
Реорганизация является как одной из форм создания, так и одной из форм прекращения деятельности юридического лица, в том числе и его ликвидации. Причем одновременно могут создаваться и ликвидироваться несколько юридических лиц. Однако, в отличие от ликвидации, при реорганизации юридическое лицо не упраздняется полностью — его права и обязанности передаются вновь созданной организации в порядке правопреемства. При реорганизации происходит замена с убъектов, которые имеют определенные права и обязанности.
Инициаторами реорганизации являются участники либо уполномоченные органы организации. В ряде случаев это государственные органы (например, федеральная антимонопольная служба (ФАС), Росимущество и другие), тогда реорганизация носит принудительный характер и производится без согласия участников.
В ООО решение о реорганизации принимается общим собранием участников, а в акционерном обществе — общим собранием акционеров.
Как уже было сказано выше, реорганизация может осуществляться не только в добровольном, но и принудительном порядке. Добровольная реорганизация юридического лица происходит по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Принудительная реорганизация предприятия в форме его разделения или выделения осуществляется в случаях, установленных законом, лишь с согласия уполномоченных государственных органов или суда.
Полезная информация:
- виды реорганизации;
- процедура реорганизации;
- документы, необходимые для реорганизации;
- срок реорганизации;
- сколько это стоит. Расходы клиента.
Остановимся подробнее на каждом из пунктов:
Виды реорганизации
Существует разные виды реорганизации:
— преобразование, то есть смена организационно-правовой формы юридического лица. Например, акционерное общество преобразуется в общество с ограниченной ответственностью. Процедура такой реорганизации, пожалуй, самая простая. Несмотря, что по протяженности она занимает столько же времени, сколько и при других видах реорганизации, но так как дело приходится иметь с одним и тем же юридическим лицом, не меняется состав участников и так далее, соответственно, проще и сама операция.
— слияние — объединение нескольких организаций в одну новую;
— присоединение — одно или несколько юрлиц присоединяется к другому;
— разделение, когда юридическое лицо распадается на несколько новых;
— выделение, когда из одной крупной компании выделяется одна или несколько организаций.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь образованному переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом либо разделительным балансом.
Основой любой реорганизации фирмы является то, что юрлицо прекращает свою деятельность, то есть является ликвидируемым, а его права и обязательства становятся правами и обязательствами правопреемника.
Процедура реорганизации
Процедура реорганизации предприятия (предприятий) зависит от ее вида. Однако первым шагом всегда становится проведение общего собрания участников/акционеров, на котором принимается решение о реорганизации юридического лица.
Второй шаг — подача документов в налоговые органы. В 3-дневный срок с момента принятия решения туда направляется уведомление о принятии решения о реорганизации.
По истечении недели ими выдается свидетельство о том, что юрлицо (юрлица) находится в стадии реорганизации, и запись об этом вносится в Единый государственный реестр юридических лиц. Реквизиты, указанные в этом свидетельстве, нужны для сообщения о реорганизации, которое размещается в «Вестнике государственной регистрации» в течение двух месяцев.
Два месяца прошло, расчеты произведены, окончена налоговая проверка, принимается решение о составлении разделительного баланса, по которому производятся необходимые зачеты. Передаточный акт и разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве и правам и обязанностям по всем обязательствам.
Из Пенсионного Фонда получается извещение о том, что у участников реорганизации нет задолженностей по оплате пенсионных сборов.
Затем в ИФНС вновь направляются пакет документов, состав которого разнится в зависимости от способа реорганизации. Документы регистрируются неделю, и затем налоговыми органами выдается свидетельство об образовании новой организации и выдаются свидетельства и уведомления о снятии с учета организаций, участвующих в реорганизации.
Документы, необходимые для реорганизации
Состав необходимых для реорганизации документов зависит от способа реорганизации. Но, как правило, в него входят документы из нижеприведенного списка:
1. Последняя редакция устава;
2. Последняя редакция учредительного договора (при наличии);
3. Решение (протокол) о назначении текущего руководителя;
4. Свидетельство о регистрации (ОРГН) и присвоении ИНН;
5. Информационное письмо об учете в ЕГРПО.
6. Паспортные данные всех участников.
Срок реорганизации
Процедура занимает от 2,5 месяцев.
Сколько это стоит. Расходы клиента
Стоимость услуг Сибирского правового центра по реорганизации — от 20 000 рублей в зависимости от вида реорганизации и состава участников.
Клиент также оплачивает:
— госпошлину — также зависит от способа реорганизации. К примеру, госпошлина за реорганизацию в форме слияния составляет 4000 рублей, а присоединения — по 800 рублей за каждого участника;
— услуги нотариуса: заверка заявления и доверенности. Стоимость также зависит от способа реорганизации и составляет от 2500 до 3000 рублей.
— объявление о реорганизации в «Вестнике государственной регистрации», стоимость чего зависит от объема информации. К примеру, публикация о реорганизации с вовлечением трех организаций составляет примерно 2500 рублей за выпуск. Таким образом, стоимость двукратной публикации — 5000 рублей.
При необходимости также делаются копии учредительных документов — 230 рублей, и изготавливается печать, стоимость которой плюс технические расходы — 650 рублей.